20.02.2020      11      0
 

Полярная кавалерия Красной Армии

В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии «сражались» не только лошади или собаки,…


В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии «сражались» не только лошади или собаки, но и олени. Сейчас об этом любопытном факте знают немногие. А между тем в советских войсках существовали целые оленно-транспортные батальоны.

Карельский фронт держался на «оленьей тяге»

Первые транспортные подразделения на «оленьей тяге» были сформированы осенью 1941 года для 14‑й армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении.

Природные условия на самом северном направлении советско-германского фронта отличались необычайной суровостью. Серьёзнейшей проблемой, с которой в начале зимы 1941 года столкнулось командование Карельского фронта, было транспортное сообщение.

Использовать «обычные» виды транспорта (тракторы, грузовики, гужевые повозки) было практически невозможно из‑за отсутствия дорог и глубокого снежного покрова.

Кроме того, надо учитывать, что впервые в истории войн столь крупные массы войск сражались фактически в условиях полярной зимы.

На линии фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии, боеприпасах, связи и эвакуации раненых. В сентябре 1941 года командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант Фролов отдал приказ о формировании армейских оленьих транспортов (АОТ):

«Нужно восемь тысяч ездовых оленей по колхозам и совхозам. Нужно 100-120 человек ездовых, хорошо владеющих русским языком, честных и смелых. Готовность — на 10 октября 1941 года».

Саамы и ненцы: неизвестный подвиг коренных народов севера

Первые транспорты формировались за счёт оленеводов Саамского района Мурманской области, позднее подключились их «коллеги» из Ненецкого автономного округа.

Олени оказались просто незаменимы для действий в заснеженном бездорожье Кольского полуострова. Лёгкая оленья упряжка промчится по крепкому насту 50-80 километров за сутки. Олень сам себя прокормит в тундре и в лесу. Он не боится холода и вьюги. Не нарушит тишины, даже раненый не издаст звука. Устраивала оленья упряжка и фронтовых медиков: быстрая, повсюду проходимая. Один из бойцов оленно-транспортного дивизиона рассказывал:

«Много раненых на войне наши олени спасли. Раненый человек много крови теряет, тепло из него выходит. Стынет человек, погибает. А вот оленья шкура тепло очень хорошо держит. Завернёшь раненого в шкуру, положишь на нарты и везёшь. Доставишь в госпиталь — человек тёплый, живой».

Сначала было создано три армейских оленно-транспортных дивизиона, потом появились ещё четыре.

Ездовые олени появились в боевых порядках наших войск не только на Мурманском, но и на Кандалакшском и Лоухском направлениях.

«Оленья армия» Сталина

В конце ноября 1941‑го на заседании Государственного комитета обороны (ГКО) был рассмотрен вопрос о дальнейшем формировании оленно-транспортных частей. В тот же день вышло секретное постановление № 930 «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров)». Всего планировалось поставить под ружьё целую «оленью армию».

В войска Карельского фронта планировалось передать 10 000 ездовых оленей, 2 000 нарт и 1 400 ездовых. Вся эта масса оленеводов с ездовыми упряжками должна была организационно влиться в 12 лыжно-оленьих батальонов — ударную силу для разгрома врага в Заполярье в надвигающемся 1942 году. Решение ГКО было выполнено четко и в срок.

В считаные дни на огромной территории были подготовлены команды ездовых, собраны олени, упряжь, нарты. И вся эта масса людей, сопровождая тысячные стада, ни дня не мешкая, отправилась на фронт.

Памятник боевому оленю

Задачей оленно-транспортных частей было доставлять на передовую грузы, в том числе продовольствие, оружие и снаряды. И «оленья транспортная армия» справилась с поставленной задачей превосходно. За годы войны в Заполярье бойцы-оленеводы вывезли с линии фронта более 10 тысяч раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий почти 8 тысяч военнослужащих, перевезли 17 тысяч тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета.

Дополню —  этот необычный факт отечественной военной истории не так давно был увековечен в бронзе: 23 февраля 2012 года в Нарьян-Маре состоялось торжественное открытие первого в России памятника оленно-транспортным батальонам.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности

Долгоруков Василий

Долгоруков Василий

Оглавление1 Покоритель Крыма и верный слуга Екатерины1.1 Юность полководца1.1.1 И снова Перекоп1.1.1.1 Конец...

Людмила Павличенко

Людмила Павличенко

Оглавление1 Женщина-снайпер №1 Второй мировой войны1.1 От Одессы до Севастополя1.1.1 Снайперская война1.1.1.1...